logo

Перспектива Фрэнка Заппы. (Джим Шеффер, Downbeat, сентябрь 1973) Часть 2

Фрэнк Заппа знаёт, что он ждёт от своей музыки и своих музыкантов, и как достичь ожидаемого. Вместе с тем он - артист, полностью осознающий практическую сторону музыки со всеми её опасностями, и знает, как выжить в этом реальном мире.

Со времён «200 мотелей», Вы не думали о какой-нибудь другой киноработе?

В конце года я, может быть, сделаю ещё один фильм.

Почему Вы предпочитаете видео киноплёнке?

Видео смотрится иначе, чем кино. Там другие линзы и другая глубина. Глубина фокуса в видео в корне отличается от обычной линзы кинообъектива. Страшное        впечатление

производит эффект видеовыравнивания сцены в «200 мотелей», когда парень идёт по улице к камере, к концлагерю - он сам в идеальном фокусе и улица на всю длину тоже в идеальном фокусе. Весь задний план. Этого довольно трудно добиться обычными средствами кино - потому что нужно использовать невероятное количество освещения. Мы сделали это при помощи вполне разумного освещения. Свет только сверху, и всё ровно. Никаких разноцветных гелей.

Вы использовали моментальное воспроизведение?

Мы ничего не воспроизводили сразу же. Это занимало слишком много времени. Когда в бригаде 200 человек, получающих по запредельным расценкам, не будешь останавливаться, чтобы что-то прокрутить. Будешь ждать конца дня. За семь дней съёмки у нас было только две полуторачасовых прокрутки. Наш бюджет не позволял нам заниматься расточительством, чтобы вся съёмочная группа просто сидела, пока мы будем просматривать материал. Если ты не полный болван, всё можно понять во время съёмок. Просто глядя на экран, можно понять, нужен ли дополнительный дубль.

До этого Вы знали что-нибудь о видео?

Всё свое видеообразование я получил во время работы над фильмом. Я знал кое-какие основы до того, как начались съёмки, но к концу монтажа я управлял всей аппаратурой сам. Не говорите это профсоюзам, но я делал это потому, что имел огромный опыт плёночного монтажа - посмотрев на плёнку, я понял, что она того же размера, что и 8-дорожечная аудиоплёнка, так что чего мне было пугаться? (смеётся)

Ваш следующий фильм тоже будет на видео?

Не уверен. Это научно-фантастический фильм, и я не уверен, подойдёт ли этот формат. Делать фильм на видео не очень экономично, если только ты не собираешься делать всё сам и в очень жёстком графике. Видео окупается, если те, кто играет сцену, уже отрепетировали её - как в пьесе на сцене. Получается выигрыш в скорости, если все знают, что им делать - тогда ставишь четыре камеры и снимаешь всю сцену без остановки несколько раз.

У Вас был какой-нибудь деловой опыт, подготовивший Вас к деловым аспектам музыки?

Я скажу Вам. Фактически единственное, что я знал примерно с 18 лет - это то, что небезопасно доверять всем подряд. Как только я это понял, всё стало нормально. Вместо того, чтобы передоверять 100% своего бизнеса кому-то ещё, я люблю сам присматривать за ним - настолько, насколько возможно, чтобы это не мешало творческой работе. Потому что я не люблю сидеть в кабинете, говорить по телефону, читать контракты и всё прочее. Но если я не буду обращать на это внимания, то в конце концов попаду в затруднительное положение.

Такое случалось?

Понимаете, даже если иметь наилучшие намерения, всё равно, когда нанимаешь менеджера по связям с общественностью или что-то в этом роде, он может неправильно тебя представлять - в зависимости от своего вкуса. Когда случается принимать быстрое решение, и рядом нет тебя, чтобы сказать: «Мне кажется так», этот менеджер принимает решение и тебе приходится ему следовать. Так что я пытаюсь как можно больше заниматься такими вещами. Вещи, от которых я держусь подальше - это организация гастролей и прочие грязные практические дела на этом уровне. После того, как мы уже собрались на гастроли и всё такое, я смотрю, нет ли в условиях чего-нибудь страшного, и выражаю недовольство. Но обычно, я позволяю этому идти своим чередом, на механическом уровне.

Ваша духовая секция использует звукосниматели Barcus-Berry. Чем это отличается от игры в микрофон?

Больше присутствия. Получается большее усиление без вмешательства других инструментов на сцене. На сцене микрофон открыт, и он слышит, скажем, тарелки. Точка. То есть, вот микрофон, и если перед ним что-то есть, вы услышите примерно 80% этого. Но когда этот инструмент не играет, микрофон собирает 30% звука дальних тарелок и барабанов, и это не очень хороший звук для повторного усиления. Но когда звук идёт по проводам, это на 90% чистый инструмент. Мы экспериментировали. Не так давно у меня была группа, где были в основном духовые, и всё шло через микрофоны - это не работало. Так что для нас ответ - это Barcus-Berry.

Когда Вы решили создать свой собственный лейбл?

В тот момент, когда я понял, что фирма грамзаписи обманывает нас и крадёт наши гонорары за пластинки. Это было примерно в 1968-м, когда у нас собралось достаточно доказательств. Мы застали их в странной юридической позиции, расторгли контракт и заключили соглашение о распространении продукции c Warner Bros, на которую тогда были подписаны многие рок-легенды того времени, как например Amon Amarth.

 

Перевод ©2007 12 августа

 

© Русскоязычный фан-сайт Фрэнка Заппы.Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник.