logo

Интервью Мартину Перлиху (1972). Часть 1

Из Ваших прошлых высказываний и из печатных источников я знаю, что Вы сильно интересуетесь классической музыкой.

Да, это так. Это то, что я главным образом слушаю. Я не слушаю много рок-н-ролла.

Как так?

Мне кажется, что некоторые современные классические пьесы «вставляют» мне гораздо лучше.

Например, какие?

Мои любимые композиторы - это Стравинский, Веберн, Варез и Пендерецкий. Мне кажется, что у этих композиторов есть больше интересных вещей для моих ушей, чем у любого количества поп-групп, которое можно вспомнить.

Вам кажется, что может существовать аудитория для, скажем... Веберна или Пендерецкого?

Конечно.

Где она?

Ну, это другой вопрос. Аудитория существует - может быть, она не так велика, как у Grand Funk Railroad, но тем не менее она есть, и её нужно обслуживать. Есть люди, которые никогда раньше не слышали эту музыку, и которым может быть интересно её послушать; они могут захотеть пойти посмотреть, что она может сделать с их разумом.

В прошлом, политически настроенные люди говорили о музыке Веберна. ну, на самом деле, пост-Веберна... Пендерецкого и его друзей, как о музыке элитарной - о музыке, которую трудно слушать массам.

Если следовать этой логике, то нужно предположить, что идеальной музыкой всех времён должна быть наигрубейшая форма рок-н-ролла. Я не думаю, что это элитарная музыка - даже при безграничном воображении.

Вы думаете, что людям легко её слушать?

Это зависит от конкретного слушателя и от того, что он ожидает от музыки, Вы же понимаете.

Как Вы думаете, чего люди ищут в музыке?

Ну, в Америке главным образом развлечения. Я сомневаюсь, что они извлекут столько же развлекательной ценности из струнного квартета Веберна, сколько из концерта какой-нибудь рок-н-ролльной группы, гитарист которой съедает на сцене свою гитару. Наверное, это будет для них более забавно, но мне не кажется, что смысл музыки в этом.

На музыку Матерей Изобретения влияет Ваш интерес к классической музыке?

Да, я бы сказал, что да.

Как? Ритмически? Гармонически?

И так, и так.

Помимо использования творчества других людей в темах и вариациях -как Вы делаете в Invocation And The Ritual Dance и в разных других аспектах Вашей работы - Вы видите какую-нибудь связь между тем, что мы называем классическим миром, и своей музыкой?

Да, связь есть. Ритмическая и гармоническая.

Пьер Булез говорит, что Стравинский - конкретно речь идёт о «Весне священной» - был первым человеком, который написал ритм, в то время как большинство западных композиторов, начиная с Палестрины и до того времени, писали гармонию.

Не знаю, согласен ли я с этим на 100%.

Как Вы считаете - Вы играете гармонию, ритм, или сочетание того и другого?

Мне кажется, что Вы тут касаетесь глубоких вещей, и если Вы не хотите пускаться в большую философскую дискуссию.

[перебивает] Хочу.

Для молодёжной радиостанции - Вы что, издеваетесь?

Пытаюсь.

Хорошо. Я исхожу из посылки, что гармонию можно сконструировать из ритмов. Так я на это смотрю, и техническое объяснение того, как это делается, без привлечения графиков, таблиц и диаграмм - это как раз и есть то, что мой опыт в музыке, не относящейся к рок-н-роллу, привнёс в манеру игры Матерей. Наверное, я склонен согласиться с оценкой «Весны священной», которую дал Лукас Фосс - хоть это и одна из моих любимых пьес - то есть, что это более масштабный и лучший Римский-Корсаков. В каком-то смысле так и есть. «Весна священная» - это гораздо больше, но мне кажется, что в смысле настоящего новаторства и ритмической живучести «Сказка про солдата» гораздо более интересна; там есть интересные звучания, которых до того не было в камерной музыке.

Вы сказали, что вроде бы хотите отделаться от философской дискуссии, но однако, вполне ясно, что Вас интересует действие музыки и отношение публики к музыке; совершенно очевидно, что Вас не радует то, что меньший общий знаменатель часто занимает место на вершине - по крайней мере, на вершине экономической кучи в американской музыке; Вы, похоже, считаете, что Grand Funk Railroad - это вовсе не идеал. А что идеал? В чём смысл музыкального переживания, и что Вы в него вносите? Каких действий Вы ожидаете от Вашей публики?

Ну, прежде всего я не хочу заявлять, что Grand Funk Railroad - это вовсе не идеал. Grand Funk Railroad - это идеал для людей, которым нравится такая музыка, и я не хочу, чтобы Вы неправильно истолковали то, что я говорю. Так получается, что мне интересно исполнять такую музыку, которая, может быть, интересна не столь большому количеству людей в сравнении с количеством людей, которым нравится другая музыка. Но эта другая музыка не интересна мне, так что я в неё не лезу.

Однажды я был на Вашем концерте, и что-то перестало работать; один из усилителей, это был концерт последнего состава Матерей. Людихотели, чтобы вы продолжали играть и хлопали; тут Вышли Вы и прочитали им лекцию о том, что они всё равно не услышали бы разницы, но для Вас-то была разница. В поп-музыке такое происходит нечасто.

Нужно, чтобы это чаще происходило в поп-музыке. В классической музыке тоже, потому что если этого не делать, публика будет продолжать приходить на концерты и говорить: «Просто развлекай меня. Залезай на сцену и будь музыкальным автоматом, с той разницей, что ты ещё и движешься.» Если ничего не делать для изменения этого образа, он останется навеки. Люди будут приходить и ожидать, что музыканты будут роботами, выблёвывающими какие-нибудь маленькие шумы, с которыми публика может отождествиться, и мне не кажется, что смысл музыки в этом.

А в чём тогда? Вам интересно сочинять для некого маленького сегмента населения, или Вам интересно поднять стандарт слушательных привычек публики?

Мне не интересно ни то, ни другое. Мне интересно сочинять музыку, которую я хочу слышать, да? И если у каких-то людей похожие вкусы, им тоже понравится это слушать. Однако музыка доступна для всех, кто хочет её слушать; концерты открыты для публики; пластинки может покупать всякий, кто хочет; радиостанции тоже могут выбирать, что им ставить в эфир; так что это ненавязчивая операция.

Но те из нас, кто знал Фрэнка Заппу только по его пластинкам и пластинкам Матерей, и за эти годы полюбил и узнал Вас через Вашу музыку, вдруг обнаруживают, что Вы направляетесь в такие области, куда они не готовы идти. Они слегка расстраиваются и спрашивают: «Зачем?», и это единственный вопрос, который я готов задать.

Ну, а я готов задать такой вопрос: «Зачем кому-то расстраиваться?» Что такого расстраивающего в том, что кто-то делает за вас исследовательскую работу? Если я иду туда, куда вам идти не интересно, отлично - оставайтесь дома. Я расскажу вам, что там было, когда вернусь.

По крайней мере, пришлёте открытку.

Конечно. Я занимаюсь обслуживанием населения. Я исследую, что там. Единственная проблема - это то, что если вы не идёте туда со мной, вам придётся принять мой отчёт на веру. Это не слишком умно. Можно хоть прогуляться -посмотреть, что там творится.

Куда Вы идёте, Фрэнк?

Знаете, я иду всюду, куда могу.

В джаз, Веберна и прочие места?

С Веберна я начинал. Сейчас пытаюсь вернуться. (смеётся)

Пробираетесь домой?

Да, пробираюсь домой из Вены.

Интересные интервью от современной метал-команды играющей в стиле трэш - Kreator. Заходите на сайт за настощей музыкой.

© Русскоязычный фан-сайт Фрэнка Заппы.Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник.