Для тех, кто знает, и для тех, кому не всё равно - Заппа не записывал нотами гитарное соло на "Transylvania Boogie", но он утверждает, что это можно сделать. Он не санкционировал выход альбома Sleep Dirt - просто потому, что Warner Bros. не захотели платить ему за этот материал, а когда я спросил его: «Правда, что, как говорят, Лондонский Симфонический Оркестр раньше никогда не сталкивался с такой музыкой, он ответил прямо - «Никто никогда раньше не сталкивался с такой музыкой».
Для тех, кто не знает, и для тех, кому всё равно - Фрэнсис Винсент Заппа не только один из величайших живых гитаристов в мире, он также несёт ответственность за кое-что из самой оригинальной музыки в мире (что бы это ни значило). На его гений, похоже, не обращает внимания не только поколение детей MTV, но и большинство одержимых нарциссизмом надменных пижонов, называющих себя музыкантами. Но это неважно. Такие композиции, как "Project X", "Little Umbrellas" и "It Just Might Be A One-Shot Deal" не могут вечно оставаться неизвестными. В самом деле, Заппа планирует переиздать свои ранние произведения - чтобы нация потных танцоров и какой-нибудь облысевший профессор музыки могли спросить: «Где же был этот парень последние двадцать лет?» Прочитав это интервью, бегите и купите (если, конечно, сможете найти) Hot Rats, Uncle Meat и Waka/Jawaka - а потом скажете мне, прав я или нет.
Вы всю свою музыку записываете нотами?
Я либо записываю её на бумаге, либо знаю, что буду делать, прежде чем начать тратить деньги в студии. Никаких джем-сейшнов.
Вам когда-нибудь приходилось встречаться с Игорем Стравинским?
Нет. Правда, я встречался с его почтальоном. Дело в том, что его почтальон был моим учителем английского в средней школе. После того, как он ушёл из школы, оказалось, что он может больше заработать почтальоном - и в его районе жил и Стравинский.
Я слышал, что у Вас огромная коллекция блюзовых пластинок. Как Вы думаете - блюз умирает?
Ну, признаемся честно - не слишком много людей любят слушать блюз. Но это не значит, что эта форма искусства должна умереть. Блокфлейтовую музыку Возрождения тоже любят слушать не слишком многие, но всё же люди её играют. Мне кажется, что если бы побольше блюзовых музыкантов начали носить синие волосы и одежду с диагональными молниями, публика бы их заметила.
В какой стране Вас лучше всего принимают?
У нас большая аудитория за границей, но мне кажется, что лучше всего нас принимают всё-таки в Соединённых Штатах. "Bobby Brown" стал самой продаваемой пластинкой за всю историю CBS во всей Скандинавии. Это был большой хит. В Германии тоже. Но там люди слушают музыку не так, как американцы - потому что не понимают слов. Они могут её уважать, могут её любить - но у них нет ни малейшего представления о том, из чего сделан гамбургер.
Такие люди, как Майлс Дэвис, знают о Вас и о Вашей музыке?
Ну, я встречался с Майлсом Дэвисом в 1962-м, в джазовом клубе "Black Hawk" в Сан-Франциско. Мне очень понравилась его музыка, и я подошёл к нему и представился, а он повернулся ко мне спиной. Так что с тех пор мне нет дела ни до него, ни до его музыки.
Но в 1962-м Вы ещё ничего не записали.
Ну и хорошо. У него был шанс. Я с людьми так не обращаюсь.
В прессе Вас представляют в очень ложном свете. Не так уж много людей действительно что-то знают о Вашей музыке.
Они не хотят об этом знать. Они не могут об этом знать. У этих людей большие проблемы. Обычно у них вызывает отвращение вот что... если я сочиняю песню и в её тексте говорится о сексе... я уверен, исследование покажет, что многие сексуальные проблемы и неполадки человеческого устройства, о которых говорится в песнях, присущи людям, которые пишут эти рецензии. Как только они слышат упоминание об этом, они начинают: «Мы должны это искоренить, потому что это может распространиться.» Если кто-нибудь пишет песню, в которой говорится «Fuck me, suck me, baby», это воспринимается как великое американское искусство. Но о людях по обе стороны полового забора, которые делают что-то странное друг с другом или, скажем, с собаками, или с чем-то ещё, говорить нельзя. Я не придумал это, всё это реальное дерьмо. Люди делают все эти дела. Почему же не сочинить об этом песню? Это такой же реальный мир, как в песнях про «fuck me, suck me» - так почему же цепляются именно ко мне?
Кажется, между Вашей музыкой и Вашими стихами - целый мир.
Вы имеете в виду идиотские слова с красивой мелодией?
Ну, мне больше нравится инструментальный материал.
Да, но Вы в меньшинстве. Большинство людей в Америке не выносят инструментальную музыку -потому что в ней нет слов. Они полностью ориентированы на слова. К сожалению, они хотят слышать слова о ситуациях «парень-девушка», потому что они на этом воспитаны. Ну, я удовлетворяю эту потребность - наполовину. Я пишу песни о ситуациях «парень-девушка», но это необычные ситуации «парень-девушка» - так что, по крайней мере, существует альтернатива так называемым «любовным песням», которые, как я считаю, очень вредны для вашего психического здоровья.
Вы считаете, что ситуацию в СМИ можно определить как заговор - судя по словам Центрального Изучателя («персонаж» Запповской трилогии "Joe's Garage ") ?
Совершенно верно. Абсолютно. Полнейший заговор. Полностью определённый. Есть только три вещи, приводящие мир в движение. Прибыли, недвижимость и рабочая сила, приводящая опять-таки к прибылям. Вы знаете, коммунизм - это величайший способ управления рабочей силой. Пообещайте невежде в недоразвитой стране кусок хлеба и чашку молока, чтобы он проголосовал определённым образом, и он станет коммунистом. А Соединённые Штаты посылают в эти страны миссионеров. «Вот рис. Вот хлеб. Скажи «Иисус - это чудесно» и можешь есть.» У нас есть свой способ подчинения себе рабочей силы и управления недвижимостью, потому что как только миссионеры приезжают в эти страны, что они делают? Строят церковь. А церковь - это не больше и не меньше, как место сбора средств беднейших и несчастнейших людей на планете. Я хочу сказать, что католическая церковь делала это миллионы веков, а теперь это делают парни с экрана, евангелисты - и это рэкет. Рабочая сила. Недвижимость. Деньги.
А что насчёт среднего парня, который не может подняться над этим уровнем понимания?
Он жертва всего этого. И большая часть того, что представляется нам в качестве развлечения, предназначена для укрепления той власти, которую эти люди имеют над недвижимостью, рабочей силой и деньгами. Выгодно сделать американскую школьную систему кучей дерьма, потому что чем тупее выпускники, тем легче их призывать в армию, превращать их в послушных потребителей или mongo-служащих. Есть множество яппи, у которых «на чердаке» пусто. Они выпускаются со степенями докторов философии и всем прочим, но ничего не знают. А что они слушают? Уж конечно, не мои пластинки.
Считаете ли Вы свою музыку дисциплиной... без которой Вы могли бы быть одним из этих послушных потребителей?
О нет. Я думаю, что если бы я не занялся музыкой, то, наверное, занялся бы наукой. С этого я начинал - с химии, когда мне было шесть лет. Химия мне всегда нравилась, но, думаю, музыка менее опасна. Я занимаюсь только музыкой, видео- и киноматериалом. Всё это очень дисциплинированные, неторопливые, методичные занятия.
Возможно ли сказать, откуда Вы берёте свои музыкальные влияния?
Иногда от курицы. Иногда от кофе. Иногда от пепельницы, иногда от салфетки. Они везде. Или слышишь, как кто-то что-то говорит - и это просто идеально. Фраза становится целой песней. Как «Возьми меня, я чистая» (Pick Me, I'm Clean). Кто-то на самом деле сказал это. Серьёзно. Это была девушка во Франции.
Вы можете брать с собой музыку всюду, куда бы Вы ни ехали? Чтобы у Вас всегда был дом?
[Указывая себе на голову] Она там. В общем, я ничего не слушаю. Я лучше что-нибудь сыграю. Я могу слушать музыку постоянно. Я могу слышать вещи, которые люди не могут сыграть.
Вы уже давно не гастролировали с духовой секцией.
Давно. Независимо от того, насколько хороши духовики, им всё равно приходится сидеть и молчать во время гитарного соло. На долгих гастролях ребятам становится скучно. Терпеть не могу причинять им такие неудобства.
В песне "Harry, You're A Beast" Вы издевались над тем, что называете «Американским Женским Полом». Сейчас Вы могли бы сказать что-нибудь столь же прямое?
О, легко. Я бы изменил кое-какие слова, но не вижу причины, почему бы мне не сделать замечания насчёт Американского Женского Пола. Да я прямо сейчас сделаю замечание. Вид женщин делится на три категории: девушки, дамы и женщины. Девушка ждёт, когда мальчик поцелует её в губы. Дама ожидает, что все парни будут целовать её в задницу. А женщине нравится, когда мужчина целует её в пизду. Вот так их и можно отличать.
А Американский Мужской Пол?
Ну [специально своим «хой-хой-хой»-голосом], вид мужчин делится на три категории: Мальчики, парни и мужчины. У мальчика есть выбор - на всю жизнь остаться мальчиком, вырасти в парня или вырасти в мужчину, так? Парень хочет быть с другими парнями, потому что они делают «пацанские» дела, а мужчине на это насрать. Итак, Вы можете видеть, что девушки сходятся с мальчиками, дамы - с парнями, а женщины - с мужчинами (если, конечно, им удаётся найти друг друга). Некоторые думают, что я просто цепляюсь к женщинам. Нет. Я цепляюсь к любому, кто хочет впустую тратить моё время - неважно, кто это - мужчина, женщина, собака, лягушка, овощ, минерал, газ или жидкость. Я считаю, что единственная вещь, которую нельзя вернуть - это время. Если кто-то впустую тратит твоё время, нужно быть щедрым сукиным сыном, чтобы это позволить.
Вы боитесь смерти?
Нет.
А как Вам кажется - почему большинство людей боится?
Потому что они ожидают от жизни больше, чем она может дать. Они выросли в этом ожидании - благодаря песням, историям и телешоу, которые создают люди. Всё из-за недостижимых целей. Неразумных ожиданий. Ты живёшь, думая, что мир тебе что-то должен - а это не так.
Если говорить о силах, сговорившихся достать Вас...
Не одного меня.
Правильно. Эти силы. как можно удержаться от того, чтобы не сойти с ума от гнева?
Ну, в том, чтобы разозлиться до того, чтобы дойти до саморазрушения или стать угрозой обществу (в смысле причинения вреда другим людям) - в этом нет никакой выгоды. У меня нет желания однажды взбеситься, зайти в Макдональдс и взорвать там всех. Этот бедняга в самом деле пытался получить помощь от общественных психологических служб Сан-Диего, а они записали его в список очередников. Подвешенное состояние. Я хочу сказать, что сам долго находился в подвешенном состоянии, и, наверное, многие, кто слушает мои пластинки, тоже были, и их это тоже раздражает. Но в том, чтобы идти и причинять вред другим людям, нет никакой выгоды. Именно для этого Бог и дал вам чувство юмора.
Перевод ©2007 2 сентября